«Кредиты, которые РФ выдаёт как невозвратные, производят впечатление хищения...»
Михаил Делягин


ПСО (Поисково-спасательные отряды) МЧС постепенно остаются без вертолетов. Ликвидация катастроф из-за отсутствия винтокрылых машин уже затруднена в Новосибирской и Нижегородской областях, на Урале, в Татарстане и на Сахалине…
Закрыта почти треть из 111 утвержденных мест дежурств спасательных Ми-8. И ладно бы речь шла о глобальном дефиците вертолетов в России (как это происходит с самолётами для Гражданской авиации), так ведь нет: вертолётные заводы справляются с нагрузкой. Были бы заказы, а исполнитель найдётся.
Сами спасатели описывают ситуацию так. На лизинг новых летающих машин денег нет, и хорошим выходом до последнего времени была аренда вертолетов у компаний-операторов воздушной техники по ставкам, которые утвердили министерства и ведомства.
Тщетные потуги? Мантуров презентовал программу обновления гражданского флота, которая вызывает недоумение и жалость
За три года дефицит судов будет покрыт на 3% катерами непонятного назначения, зато можно отчитаться количеством
Однако сейчас расходы операторов возросли, а ставки аренды не изменились. Перевозчики требуют поднять плату за свои услуги, а иначе не продлевают договорных отношений со спасателями.
Торги по новым контрактам сорваны уже в 13 регионах, большинство остальных соглашений истечёт в наступившем году, и арендодатели вертолётов не станут их продлевать автоматически на прежних условиях.
Очевидно, что обеспечение техникой — не та проблема, которую должны решать спасатели, это — вопрос государственный. Что государство делает неправильно в обеспечении ПСО МЧС?
На этот вопрос «Свободной Прессы» ответил директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
— Вопрос лежит в плоскости финансовой политики нашей страны и денежно-кредитной политики (ДКП) Цетробанка. Из-за высокой ключевой ставки брать технику в лизинг стало практически невозможно, и это — проблема не только спасателей, а всех отраслей.
Мы видим, какое количество государственных и частных компаний сейчас находятся на грани банкротства.
Поэтому решение может быть одним из двух: либо увеличивать бюджет МЧС, чтобы спасатели могли оплачивать банкам кредиты, но вслед за МЧС об этом попросят и все остальные, либо — снижать ставку ЦБ. Оба варианта приведут к разгону инфляции.
Либо — перетерпеть текущий этап. Сейчас никто ничего не покупает.
«СП»: Кто несет наибольшую ответственность за оснащение спасателей: МЧС, регионы или муниципалитеты? Или она — солидарная?
— Частично платят все. Но муниципалитеты находятся на финансировании бюджетов вышестоящего уровня. В нашей стране муниципалитеты не покрывают поступлениями от местных налогов возложенные на них расходы.
Если говорить о региональных властях, то давайте посмотрим, сколько у нас регионов-доноров. Было десять, стало ещё меньше: это Ханты-Мансийский АО, Москва, Ямало-Ненецкий АО, Санкт-Петербург, Московская область. В таком порядке они выстроены в топе. Больше никого нет.
Остальные регионы не то, чтобы нищие, но возможности расходовать дополнительные средства у них нет.
Остаётся МЧС.
«СП»: О роли личности в истории: когда МЧС возглавлял Шойгу — были проблемы с вертолётостроением в России, но с вертолетами для спасателей вопросов не возникало. Может быть, нынешнее руководство МЧС менее авторитетно?
— Это не зависит от личности. В 90-е годы и у МЧС возникали сложности, а в нулевые цена на нефть была под $140 за баррель, «Газпром» по капитализации входил в тройку ведущих компаний всего мира. Тогда у нас бюджет был профицитным, а денег — как у дураков фантиков. Тратить мы их могли куда угодно. На МЧС — пожалуйста, берите сколько требуется. Нужны деньги на укрупнение регионов — возьмите эти деньги.
Необходимо просто понять, что так хорошо, как с 2000 по 2008 год, наша страна не будет жить уже никогда.
«СП»: Главу ЦБ назначил президент, следовательно к ДКП Банка России претензий нет. Что можно сделать для спасателей в текущих условиях?
— Поисково-спасательные отряды МЧС — это одна из частных проблем и часть общей проблемы, которая есть в стране. С ней сталкиваются и РЖД, и «Аэрофлот», и строительные компании. Несколько месяцев назад «Русгидро» доложило Путину о предбанкротном состоянии, дочерние компании «Газпрома» начинают банкротиться.
И так далее. Проблемы у всех, и решать их нужно в комплексе, а отдельно для спасателей решения нет, — резюмировал Дмитрий Солонников.
В 2026 году мы потеряем более сотни пассажирских самолётов. На чём летать дальше — неизвестно
Олег Смирнов: Министрам и самолётостроителям понравилась эта практика существования — выбивать деньги из бюджета, опираясь на обещания
Бывший кандидат в президенты России, депутат Госдумы от КПРФ, председатель комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов дал «Свободной Прессе» свой рецепт решения проблемы обеспечения спасателей вертолётами:
— На нехватку воздушного транспорта жалуются не только спасатели, но и врачи в тех регионах, которые я курирую. Здравоохранение бьёт тревогу: не на чем быстро доставить врача или пациента в больницу.
К сожалению, трёхлетний бюджет уже утверждён, и принципиальных изменений в финансировании на 2026 год не будет. Но заинтересованные министерства, ведомства и организации могут решать свои самые острые вопросы в повседневном режиме — в парламенте, на профильных комитетах.
Согласно поправкам в Конституцию, всех министров, членов и председателя правительства утверждает Госдума. И она несёт ответственность наравне с правительством.
Финансово-экономическая ситуация в стране сегодня непростая, но решать частные вопросы парламент обязан и способен. Впереди весна — а это наводнения в одних местах и пожары в других. Придётся спасать людей, будет необходимость в срочной эвакуации, и вертолётный парк ПСО необходимо пополнить.
А чтобы найти варианты — представители МЧС должны чаще приходить в Госдуму.